Феодосия на заре христианства. Храмы и монастыри средневековой Кафы

Краткий обзор истории города

Нас тусклый плен земной тюрьмы

И рдяный угль горящей правды

Привел к могильникам Ардавды,

И здесь, вверяясь бытию,

Снастили мы одну ладью...

                М. Волошин.


Диплом
Обложка буклета
Карта экскурсии
К.Ф. Богаевский, Феодосия XIV-XV вв. (средневековая Кафа)

История нашего города уходит в глубину веков, почти растворяется в них. Феодосия – один из древнейших городов мира.

Однозначного ответа на многие вопросы не существует, поэтому можно услышать различные версии событий, происходивших в течение более 2500 лет в нашем городе. Впрочем, фундаментально они сходятся друг с другом, отличаются лишь в частностях.

Город за свою историю имел несколько названий – Феодосия (греческое – Богом данная), Ардавда (аланское – Семибожница), Кафа (генуэзское – Череп), Кеффе или Кучук Истамбул (турецкое – малый Стамбул). Соответственно названиям выделяются основные периоды истории города:

Античный – с VI в. до н.э. по III - IV в. н.э.

Аланский – с III в. н.э. по XIII в.

Генуэзский – с XIII в. по конец XV в.

Турецкий – с конца XV в. по конец XVIII в.

Русский – с конца XVIII в. по наше время до передачи Крыма Украине.

Период I – Античный

Великая Греческая колонизация в VII – VI в. до Р.Х., эмиграция эллинов для развития рынка сбыта ремесленной продукции, восполнение недостатка сырья, продуктов питания и рабов, развитие мореходства, а также потребность расширения духовного пространства, пространства мысли и культуры, привели милетских греков на берега Тавроскифии. Город Милет выделялся среди ионийских городов в экономическом, политическом и культурном отношениях, он был городом высокоразвитой школы философии, достигшей к тому времени своего апогея. Среди великих милетцев выделялись такие философы как Фалес, Аниксимандр, Аниксимендр и другие.

Милетяне, вечные мореходы, шедшие в дальние земли по звездам, без компаса (что говорит о их знаниях астрономии), в VI в. до Р. Х. оказались в нашем заливе. Высадившись на берег, греки увидели очень удобное место для постройки порта и города. Неведомая земля хранила многие тайны. Здешние земли в это время в основном населяли три народа – скифы, которые делились на простых и царских; тавры и киммерийцы.

Итак, таинственная Тавроскифия у берегов Понта Эвксинского (Черного моря)... Здесь милетские греки соприкоснулись с другой культурой, которая во многом отличалась от греческой. Тем не менее, греки строят город, называют его Феодосия (Богом данная), город, который в будущем сыграет огромную роль в исторических, политических, экономических, культурных и духовных процессах античности и средневековья.

Город развивался и рос, но между эллинами и скифами постоянно возникали междоусобицы. У скифов не было своих городов, они были кочевники. Большинство же свободных граждан полиса были моряками, выполняли внутренние и внешние перевозки, несли патрульную службу в акватории залива. А развитая сельская округа занималась выращиванием хлеба и его продажей. Основу экономики Феодосии составляла морская торговля. В городе был свой монетный двор. Примерно в 350-х годах до н.э. Феодосия входит в состав Боспорского царства. В конце II в. до н.э. Феодосия была вовлечена в драматические события, связанные с восстанием скифов под руководством Савмака.

Савмак, опираясь на своих единомышленников, которые служили во дворце боспорского царя Перисада, захватил власть в Пантикопее, а потом в Феодосии. При этом он собственноручно убил Перисада. Восстание было жестоко подавленно. При захвате Феодосии гоплитами (тяжелая наемная пехота) город был сильно разрушен, и большинство жителей убито, после чего город был заново отстроен. С течением времени эллины смешались с местными племенами, и в составе населения городов Боспора значительно возросло количество людей не греческого происхождения. В середине I в. н.э. Боспор попал под власть Рима. В 63 году н.э. император Нерон размещает в городах Таврики свои военные гарнизоны. Один из них размещался в городе Казека (мыс Чауда).

Подчинение Риму привело Феодосию к упадку, т.к. Рим нарушил внутрипонтийский естественный экономический баланс. К тому же в III в. в Причерноморье хлынули готы. Они создали новое большое объединение племен, которое вобрало в себя многие этнические группы местного населения. Сложившаяся обстановка и появившиеся в конце IV века орды гуннов, которые пришли с востока и разрушили Феодосию, положили конец полису как городу-государству. Феодосия не дожила полвека до тысячелетия.

Период II – Аланский

С IV в. до конца XII в. на месте Феодосии существовал город Ардавда – аланское поселение. Известно, что в этот период город был взят князем Владимиром, после чего князь пошел на Херсонес, где и принял крещение. Можно сказать, что в IV в. Феодосия уснула, чтобы проснуться в XIII в. знаменитой Кафой, средневековым мегаполисом и опять, расправив крылья, лететь на них во мраке тавроскифских ночей.

Период III – Генуэзский

В XIII столетии европейский средневековый прогресс и в связи с этим резкое возрастание международной  торговли, а также IV-ый крестовый поход приводят сюда генуэзцев, которые основывают здесь город-факторию Кафа, ставшую одним из крупнейших в мировой истории «оптовым» рынком рабов. По разным данным, отсюда продано в рабство от 6 и более млн. рабов. Существует легенда, что когда генуэзцы высадились на берег, они повстречали представителей местного населения, которые согласились отдать землю под поселение, но попросили за это наполнить шкуру вола золотом, а потом предложили взять столько земли, сколько по площади займет воловья шкура, в ответ на эту хитрость генуэзцы разрезали на узкие ремешки шкуру, ремешки связали между собой и растянули их по периметру. В результате этого шкура заняла довольно большую площадь, которой хватило для постройки города.

Генуэзцы становятся посредниками между татарами и турками при продаже рабов, имея за это свой немалый процент. В Кафу каждый год назначались консулы из Генуи. Удобная гавань и построенный здесь порт сделали Кафу одним из крупнейших в свое время торговых центров. До сих пор здесь сохранились остатки генуэзской крепости, которая возводилась с 1340 по 1352 гг. и окончательно достраивалась до второй половины XV в. Крепость имела внутреннее и внешнее кольца обороны. Фактически Кафа имела две линии укреплений: цитадель, включающую пространство первого периода существования Кафы, и внешнюю часть, занимавшую обширную территорию, окруженную вторым рядом стен с башнями. Длина стен цитадели составляла 1440 м. В настоящее время сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями и часть западной стены с остатками превратных сооружений главных ворот, общей протяженностью 469 м. Внешний пояс оборонительных укреплений имел протяженность 5 км. Периметр крепости включал в себя 16 башен внутренних и 34  внешних, средняя высота стен 13 м., башен 20 м. Кафа связывалась с предместьями 6-ю воротами и располагала несколькими морскими причалами, число которых соответствовало числу ворот морского фасада. Помимо Доковых было еще 2-ое ворот – большие и малые. Кафа называлась второй Генуей на краю другого мира. В настоящее время в старом городе сохранилось четыре башни генуэзской крепости:


Башня Климента VI (папы Римского)

Башня Климента VI (папы Римского). Сооружена жителями города в память защиты города от нашествия кипчакского хана Джанибека.


Башня Криско (Христа)

Башня-цитадель Христа. В наши дни носит название башня «Криско». На ней в верхней ее части были прикреплены первые в Европе механические часы с одной часовой  стрелкой.


Доковая башня

Доковая башня. Стоит у самого моря, хорошо сохранилась, хотя омывается морем. Ее устойчивость объясняется особым устройством основания: оно сплошь заполнено глиной, которая, скрепив всю постройку снизу, сообщила ей эффект поплавка. Рядом с ней находился док, где ремонтировались корабли. Здесь же находились доковые морские ворота города.


Башня Джиованни ди Скаффа  (Круглая башня или «Замок»)

Башня Джиованни ди Скаффа, она же Круглая башня или «Замок», находится на улице Башенной.

На территории нынешней воинской базы «Щитовая», возле самого моря, видны развалины. Здесь находилось консульское подворье, где жили консулы Кафы.

Город обладал подземными коммуникациями, чертежи которых не сохранились, но есть легенда о том, что убитый горожанами – с целью завладеть его сокровищами – знаменитый хан Мамай в этом подземелье спрятал свои сокровища, которые до сих пор не найдены. Сам же Мамай похоронен в районе Лысой горы.

Кафа была многоэтническим городом, состоявшим из 60-ти контрадо (кварталов), деливших город по этническому и ремесленному признакам. На территории города действовало более 50 церквей православной, католической и армянской конфессий. Кафа имела монетный двор и выпускала свою монету. За всю историю Кафы в нее было назначено 68 консулов. В каждом квартале имелись свои культовые сооружения. Несмотря на бойкую работорговлю, Кафа была местом, куда, помимо различных заморских товаров, прибывали из странствий по средневековому миру различные миссионеры, поэты, мудрецы, философы, художники, дипломаты, ремесленники, богословы. Они привозили с собой знания разных философских школ, различную мировую культуру и другие духовные продукты цивилизации. В Кафе существовали центры культуры и образования – монастыри: православные, католические, армянские – со своими школами. В греческом монастыре св. Василия располагалась крупнейшая в Таврике библиотека. В монастырях проводились богословские диспуты, переводились литературные произведения, философские трактаты, составлялись сборники научных трудов. Монастыри являлись духовными пристанями фактории. Имеются данные по крайней мере о трех православных монастырях. Это монастырь св. Василия, монастырь св. великомученика Георгия Победоносца и патриарший монастырек во имя честнаго Петра.

Таким образом, Кафа являлась перевалочной базой средневековых знаний, вносившей свой вклад в развитие мировой культуры, науки и богословия. Большинство земель в Кафе принадлежало генуэзскому банку св. Георгия, который находился в Генуе, он же содержал воинов-наемников, охранявших Кафу. Вместе с разорением этого банка Кафа начала терять свое величие. Разорение было обусловлено геополитическими причинами.

Период IV – Турецкий

В конце XV в. Турция значительно укрепилась, Генуя же, наоборот, ослабила свои позиции, Банк св. Георгия был уже не в состоянии финансировать свою факторию, хотя попытки были предприняты. Но изменившийся мир и геополитическая ситуация были не в пользу генуэзцев.  И в конце XV в. турки берут Кафу, при этом татары помогают им, открыв ночью ворота. Кафа становится Кефе и переходит к туркам. Генуэзцы ожесточенно сопротивлялись, но в конце концов почти все погибли (оставшимся в живых турки отрубили головы). Кефе сохранила положение главенствующего торгового, административного, политического и работоргового центра в Крыму и Причерноморье. Так же известно, что в этот период Запорожские казаки сначала под предводительством гетмана Сагайдачного, а потом атамана Сирко, несколько раз совершали дерзкие налеты на город освобождая много невольников – русских, украинцев, поляков.

Период V – Российский

В конце XVIII в. Россия, стремясь к расширению своих территорий и доступу к Черному морю, овладевает Крымом. В 1771 году русская армия под командованием князя Долгорукова вошла через Перекоп и Арабатскую стрелку в Крым. Она захватила все прибрежные укрепления османов. Кефе была взята в жестоком сражении, в результате которого погиб весь турецкий гарнизон.



Христианство

Господь с вами, когда вы с Ним;

и если будете искать Его,

Он будет найден вами;

если же оставите Его,

Он оставит вас

               2-я Парап. гл. 15, ст. 3

Начало христианства в Крыму положили апостол Андрей Первозванный, один из 12-ти учеников Христа, и св. Климент, епископ Римский.

Феодосия – один из первых городов Крыма, который был просвещен светом христианской веры. В середине I-го века первозванный ученик Христа Апостол Андрей посетил с проповедью Феодосию, принеся сюда благую весть о Спасителе.

Андрей, родом из Вифсаиды – небольшого Гераклейского города на берегу Генисаретского озера, был рыбаком, одним из учеников святого Иоанна Крестителя, братом Апостола Петра. В день Пятидесятницы Господь посылает их на проповедь и «чтобы они имели власть исцелять болезни и изгонять бесов… уча все народы и крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа». Апостолу Андрею выпадает жребий проповедовать балканским и причерноморским народам. Путь его пролегал и через Крым. Составитель жития Апостола Андрея, Епифаний, который прошел весь путь Первозванного, пишет: «Из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный, в котором царем был Саврамат. Уверовали здесь не многие. Оставив их, Апостол отправился в Херсонес».

Исходя из сведений Жития, мы видим, что уже в те далекие времена в нашем городе появляется, христианская община. Археологические исследования последних лет свидетельствуют, что во II - III вв. христианство было широко распространено в Восточном Крыму. Вероятнее всего, это были последователи тех первых, просвещенных Апостолом жителей Пантикапея, Феодосии и Херсонеса.

Апостол Андрей дошел до места, где в будущем был построен город Киев, оплот Православия. Здесь он на горах водрузил крест с пророческим предсказанием: «Видите ли горы эти? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божья». После чего апостол вернулся в Малую Азию где основал церковь, потом отправился в Грецию, там был схвачен язычниками и распят в г. Патры, на кресте в форме буквы Х. Со времен Апостола Андрея наш край просвещен Светом Православия, и сохранил Святую Веру в тяжелые времена, выпавшие на его долю.

Самый большой след в Феодосии оставило Православие средних веков. В средневековой Кафе была образована Кафская епархия, которая подчинялась Константинопольскому Патриарху, несмотря на то, что город в это время принадлежал генуэзцам, которые в основном были католиками, в Кафе действовало как минимум 13 греческих церквей и 3 православных монастыря.

Город делился по принципу этнической принадлежности. Были латинские, греческие, армянские, татарские и другие кварталы. Все они имели у себя культовые сооружения – церкви и мечети. Всего в городе работало около 50-ти церквей. Кафская епархия основана в 1546 году. Известно также, что с 1546 по 1678 гг. в ней поменялось 10 епископов, после чего она была присоединена к Готской епархии. Она стала называться Готско-Кафской, находилась на территории Крыма до 1778 года и вместе с 6-ю оставшимися на то время епархиями выведена русскими из Крыма на берега Азовского моря, где со смертью в 1786 году последнего бывшего в Крыму митрополита Игнатия исчезла окончательно. Многочисленные епархии и иерархи Тавриды прослужили на территории Крыма около 1500 лет и были подчинены Константинопольской церкви – матери русского Православия. Со времени завоевания Крыма русскими, Православная церковь Крыма начинает подчиняться Святейшему Синоду Русской Православной церкви. В 1787 году, по повелению императрицы Екатерины II (Указ от 7 марта 1787 года) назначается в Феодосию викарный епископ (Феодосийский и Мариупольский). В период с 1787 года по 16 октября 1799 года в Феодосии служило 5 епископов: Дорофей Возмутилов, Моисей Гумилевакий, Иов Потемкин, Геврасий и Христофор Сулима. После 16 октября 1799 года викарство в Феодосии было ликвидировано.

До наших дней сохранилось 3 греческие церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Георгия Победоносца и церковь святого Дмитрия. Также сохранился фундамент церкви свв. Феодоров Тирона и Стратилата. На территории старого города сохранились церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и церковь Иоанна Богослова.



Храмы


Иверская церковь
Фрагмент интерьера Иверской Церкви
Храм Иверской Иконы Божией матери

1. Иверская церковь. Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, сложенная из дикого камня, несколько раз за свою историю перестраивалась. Точного определения ее времени постройки мы не знаем, принято считать, что она построена в XIV веке, но скорее всего – гораздо раньше. Имела разные названия, но в 1858 году священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и освятил ее. С этого времени она носит название Иверской иконы Божией Матери, в ней возобновляются богослужения. В 1875 году Рукавишников окрасил ее и пожертвовал 3 иконы в киотах. В церкви сохранились уникальные изображения из камня: на горнем месте Спаситель, и по сторонам от него 12 апостолов, по 6 с каждой стороны. Также с двух сторон в алтаре есть изображения из камня, над жертвенником – Иоанн Креститель с агнцем в руке, на  противоположной стене – святитель Николай Чудотворец с книгой в руке, под куполом – лик Господа. Известно, что знаменитый русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, совершивший путешествие в Персию и Индию, возвращался в 1472 году домой через Кафу, в которой прожил 3 года и написал здесь книгу записок «Хожение за три моря». Вступив на землю Кафы, он отслужил в Иверской церкви благодарственный молебен о своем возвращении. Знаменитый художник Константин Богаевский 28 апреля 1906 года венчался здесь на Жозефине Густавовне Дуранте.

Службы проводились до середины 20-х годов, последний известный нам священник – Павел Евграфович Виноградов (священник Виленского полка) назначен настоятелем в июле 1918 года. В 1902-1914 годах он был учителем Закона Божьего в феодосийском шестиклассном городском училище.

После революции церковь использовалась под склад. И вот в 1995 году, на основании Указа Президента Украины, она вновь передана Украинской православной церкви Московской Патриархии, освятил ее митрополит Крымский Лазарь. Церковь восстановлена, идут богослужения. У церкви было свое небольшое православное кладбище, где рядом со своими родными и близкими погребен бывший феодосийский градоначальник (с 23 июля по 1 сентября 1829 года), председатель феодосийского суда, Христофор Афанасиевич Анастасьев, совершивший в составе армии Суворова, в качестве офицера, переход через Альпы. Здесь же похоронен Алексей Иванович Верзилов, священник Феодосийской карантинной полуроты, служивший в конце XIX века в Иверской церкви; в возрасте 86-ти лет 18 октября 1906 года он был убит уголовниками.

На возвышенности к востоку от Иверской церкви виден «Рабочий городок», на его территории в XIV веке находился монастырь св. Георгия Победоносца, в XVIII веке располагалась таможня. В 1919 году Курские железнодорожные рабочие, бежавшие в Крым от большевистского произвола, построили здесь свой лагерь. С 1920 по 1922 годы на этом месте был советский концлагерь, после Великой Отечественной войны здесь находился лагерь МВД для военнопленных немцев. В настоящее время поселок пришел в упадок, разрабатывается план его реконструкции.


Церковь св. Георгия Победоносца (один из храмов православного монастыря маркиза Аслана)

2. Монастырь во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, построен в XIV веке. В настоящее время от него остался храм святого Георгия Победоносца, который располагается на небольшой возвышенности, в 150-ти метрах к востоку от цитадели Кафы, на территории современного «Рабочего городка». Известно, что монастырь был построен маркизом Асланом, который был мусульманином, принявшим христианство, но сохранившим прежнее имя, как это было принято среди христиан того времени в Крыму. Монастырь управлялся семью блюстителями, которые смотрели за ним, и когда кто-либо из них умирал, остальные шесть избирали нового, чтобы число семь никогда не уменьшалось. Еще при жизни маркиз Аслан заповедал, чтобы никто из его родственников не был допущен к управлению монастырем. Известно, что блюстители монастыря искали помощи и защиты у Константинопольского патриарха, после чего монастырь стал ставропигиальным (прямое управление патриарха) и получил грамоту от патриарха, в которой он обещал свою помощь, присмотр и защиту. В частности, в грамоте сказано:

«…Вследствие сего мерность наша, приняв просьбу их, издает настоящую грамоту, которою и повелевается, чтобы сказанный монастырёк, во-первых, пользовался патриаршею помощью, присмотром и защитою, ктитором же и попечителем своим имел нашу мерность, был и именем и делом патриарший, с соблюдением, разумеется, законных прав местного архиерея… Если же кто будет чем бы то ни было докучать блюстителям или требовать что от него, или искать надзора и управления делами, или иное что делать опричь воли блюстителей, того мерность наша считает отлученным, кто бы он ни был. На сей конец состоялась настоящая грамота нашей мерности».

Было написано честной патриаршею рукою

месяца Августа 1395 года от Рождества Христова

Грамота о Кафском монастырьке Аслана.

 


Рыбколхоз «Волна революции» (место расположения монастыря св. Петра)

3. Монастырь святого Петра. С давних времен (т.е. гораздо раньше XIV века) в пределах Кафы, в районе старой пристани, находился патриарший монастырь, чтимый во имя честнаго Петра. Здесь же было посольство Патриарха Иерусалимского, откуда отправлялись в Иерусалим паломники (сейчас, предположительно, на этом месте расположен рыбколхоз «Волна революции»). В 1366 году управлял монастырьком  кафигумен благоговейнейший иеромонах Варлаам. Монастырь также был ставропигиальным и охранялся патриархом Константинопольским от всякого вмешательства, о чем имеется грамота Патриарха от 6 июля 1366 года.Здесь до сих пор с тех времен течет прекрасный источник – Феодосийский нарзан. Вода имеет целебные свойства.


Церковь св. Дмитрия
Фрагмент фрески церкви св. Дмитрия
Христос Вседержитель на престоле. Фрагмент фрески церкви св. Дмитрия
Чудесным образом Проявившийся лик Христа. Фрагмент фрески  церкви св. Дмитрия

4. Храм во имя святого Дмитрия находится на северо-восточном участке средневекового городища, на небольшой возвышенности, расположенной между двумя водоотводными каналами, в пределах внешнего оборонительного кольца.

В церкви было 5 окон, из которых 2 находились в северной стене, 2 – в западной и 1 – над дверью. Фресковые росписи покрывали весь внутренний объем храма. В настоящее время сохранилась лишь малая часть росписей, но и по ним можно определить византийский стиль и высокое мастерство иконописи.  Мы придерживаемся мнения, что данные фрески принадлежат руке преподобного Феофана Грека (ранний Феофан, в будущем учитель Андрея Рублева). Имеются достоверные данные, что Феофан работал в Кафе и расписал здесь три храма. Сведения о монументальных работах Феофана, которые он выполнял на родине – в Константинополе, его окрестностях – и по дороге в Россию в Кафе, идут от Епифания Премудрого (друга Феофана Грека). Он же в свою очередь, несомненно получил их от самого Феофана. Времена постройки храма и посещения Кафы Феофаном совпадают. В то время, да и в наше тоже, настоящие качественные фрески – очень дорогая работа. Богатые греческие купцы пригласили Феофана в Кафу для росписи греческих храмов.

На сегодняшний день лучше всего сохранилась роспись алтарной апсиды и западной стены церкви.

В алтарной апсиде некогда была роспись, разделенная на несколько регистров. Хорошо сохранилась левая часть фрески «Евхаристия», где шесть апостолов подходят к Христу для принятия Тела. Справа от подобной фрески, где Спаситель причащает апостолов из Чаши, остался лишь небольшой фрагмент сени, прикрывающей престол. Над небольшим оконцем в алтаре находилась фреска Богородицы. До наших дней дошли лишь часть нимба и головного убора. В центре апсиды – Деисус (греч. – моление). К Христу Вседержителю на престоле, принося молитву за весь мир, склонились Богородица и Иоанн Предтеча. К сожалению, в начале XX века здание храма лопнуло, трещина прошла по фигуре Христа, штукатурка с изображением осыпалась. Венчает алтарь плат с фресками образа Спаса Нерукотворного.

На подпружной алтарной арке сохранились фрагменты изображений пророков Давида и Авраама.

На западной стене традиционно был изображен Страшный Суд. Над входной дверью, в центре – находится изображение Престола, на ребре которого лежит, готовая открыться, книга человеческого бытия. По бокам от престола были изображены херувимы, ниже мы можем увидеть только часть фигуры херувима, слева от престола. По направлению к северной стене – коленопреклоненная женская фигура – Ева, по другую сторону престола – было, но не сохранилось изображение Адама. За Евой остатки сюжета: борьба ангела и беса за душу покаявшегося грешника. Видны торс и копье архангела, просматриваются лицо и часть тела грешника, угадываются контуры беса.

Хорошо видны фигуры трех грешников, нисходящих в ад. Под ними, опоясывая все пространство от входных дверей до стены – изображение древнего змея, в пасти которого сидит Князь Тьмы, держащий на руках предателя Иуду (слева читается надпись по-гречески – Иуда). Начиная с головы змея, на его теле видны написанные на греческом языке названия грехов и пороков: бесстыдство, предательство, сребролюбие и т.д.

Чуть выше фигуры сатаны – в голубом медальоне – символическое изображение моря, отдающего своих утопленников на Страшный Суд.

Под красной чертой, разделяющей изображения, начинается поучительный регистр. У двери – сохранилась фигура молодого человека, привязанного к столбу. В иконописной традиции – это человек, творивший добрые дела, а в Бога не веривший. По добрым делам в ад не идет и по неверию в рай не входит. Ближе к стене, почти утраченное изображение адских мучений. У самой северной стены – фигура грешников, нисходящих в бездну, «где мрак и скрежет зубов».

Верхнюю часть западной стены занимало изображение Церкви Торжествующей, от которой осталась лишь пропись процветшего креста – выше окна в западной стене.

Фрески церкви святого Дмитрия – это классическая поздневизантийская иконопись, которая характеризуется четкостью линий, неординарной смелостью композиции, сохранившейся до наших дней цветовой гаммой, поражающей своим цветовым колоритом и удивительной динамикой линий.

Фрески варварски пытались уничтожить, в годы социализма вандалы постоянно сдирали их, и то, что еще что-то осталось и дошло до наших времен – это просто чудо. Как знамение неодолимости истины, в алтаре проявился лик Господа.

Рядом с церковью святого Дмитрия находится фонтан, откуда раньше шла замечательная вода «Феодосийский нарзан». Вода проходила через серебряные фильтры и имела большое содержание серебра.


Армянский храм св. Иоана Богослова

5. Церковь Иоанна Богослова. Армянская, с пристройкой (закрытым двором без крыши), с хорошей акустикой, время постройки XIV век.

Современная Феодосия – динамично развивающийся город-курорт, с удобным портом. В последнее время усилиями местных властей город стал преображаться. В скором времени он непременно займет свое место среди туристических центров, имеющих тысячелетнюю историю и по праву входящих в список мирового культурного наследия.

 

В Старом Городе Вы можете остановится в уютной гостинице

 (30 м. от моря)

Заказ по тел.:
+7 978 837-24-82

Гостиница