Историко-культурная справка

Нашему городу Бог и судьба в лице Скифов, Греков, Римлян, Аланов, Генуэзцев, Турок, Русских, Украинцев, Татар, Армян, Караимов и многих других народов и племен живших и умиравших здесь в течение более чем 25-ти веков истории нашего города, в лице этих народов Бог и судьба оставили и сохранили, не смотря на время и деструктивную деятельность людей, вечные нетленные ценности, которые составляют совокупность единого духовного, исторического, археологического и культурного фундаментов нашего города и страны в целом.

Старый Город – духовное сердце Феодосии, место ее основания, место воистину мистическое, до сих пор скрывающее от мира многие свои тайны, место, соединяющее наш город с вечностью. За свою более чем 25-вековую историю город имел несколько названий Феодосия (греческое – Богом данная), Ардавда (аланское – Семибожница), Кафа (генуэзское – Череп), Кефе или Кучук-Истамбул (турецкое – Малый Стамбул), и снова Феодосия.

Античный мир, начало нашей эры, раннее и позднее средневековье, современность, все смешалось в нашем городе в единой симфонии мировой истории, здесь сошлись Европа с Азией, Восток и Запад.

Приходили и уходили племена и народы, шли века и тысячелетия, менялись поколения, а вечный город, соперник Рима, остался навсегда, как остались навсегда в истории города милетские греки – основатели города Феодосии, скифы – хозяева наших земель того времени, и еще многие другие жившие здесь, занимавшиеся постройкой города, его защитой, культурой и торговлей и многими другими ремеслами, творившие историю нашей земли.


К.Ф. Богаевский, Феодосия XIV-XV вв. (средневековая Кафа)

Кто не побывал в Старом Городе, тот можно сказать, не был в Феодосии, ибо он не чувствовал грандиозный дух нашей истории, не входил в пространство остановившегося времени, не вдыхал тавро-скифского норд-оста, северо-восточного ветра, ветра ставшего проклятием мореплавателей и пиратов. Сюда в 60-х годах первого века нашей эры ступила нога апостола Христова Андрея Первозванного пришедшего в I-ом веке с проповедью и обретшего здесь последователей, через него христианство получило свое развитие, и до сих пор играет главную роль в духовной и культурной жизни города. За историю города были периоды упадка, но всегда город возвращался к самому себе и возрождался заново. Князь Владимир в X-ом веке завоевал город Ардавду, отсюда он пошел на Херсонес где и принял свое крещение.

Знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин вернулся сюда после своего путешествия по дальним странам, в Кафе он прожил три года, написав здесь свои знаменитые «Записки хожения за три моря».

Святой Феофан Грек по пути из Константинополя на Русь остановился в Кафе и расписал здесь несколько греческих храмов, проведение сохранило нам один из них для истории и покаяния. Это храм великомученика Дмитрия Солунского, фрески, сохранившиеся в этом храме – бесценны.

Со всех славянских и кавказских земель в наш город приводили десятки тысяч невольников (Кафа, к сожалению, славилась во всем мире как один из самых крупных в мире рынков рабов). Отсюда продали знаменитую Роксалану, ставшую в последствии любимой женой турецкого султана, и фактически управлявшую Турцией. Казаки несколько раз брали турецкий город Кефе, освобождая из полона своих братьев христиан.

Здесь был убит хан Мамай, который после поражения на Куликовом поле бежал в Кафу, потеряв свое войско, он не потерял свои сокровища, на них он хотел набрать новое войско для похода на Русь, но был убит жителями Кафы, которые хотели завладеть его богатствами, сокровищ до сих пор никто не нашел, как до сих пор до конца не известно место его захоронения.

Самые отчаянные жители Кафы – флибустьеры под руководством пирата Луки Тариги собирались в нашем порту и уходили  на своих кораблях грабить морские караваны, и если оставались живы, то возвращались сюда с награбленным.

Философы, художники, поэты, богословы, со всех частей необъятного средневекового мира стремились попасть в сюда, чтобы внести свой вклад в историю и культуру нашего города, а через это в историю и культуру всего мира, историки тех времен утверждают, что в нашем городе того времени помимо прочих языков звучали 35 восточных языков. Странники и пилигримы, путешествующие монахи и паломники многих стран собирались здесь в посольстве Патриарха Иерусалимского (которое, скорее всего, находилось на территории нынешнего рыбколхоза «Волна революции» и принадлежало греческому монастырю св. Петра), собирались чтобы отплыть в Иерусалим, поклонится гробу Господнему.

Кстати до сих пор в этом месте из древней стены вытекает бесценная вода – Крымский нарзан.

В лучшие времена город насчитывал до 80-ти тысяч жителей, в те времена огромная цифра, город делился на 60 кварталов, и управлялся консулом, назначенным из Генуи, он назывался второй Генуей на другом конце света.

Кафа, являясь рынком рабов, в тоже время была городом 50-ти церквей и монастырей, таков был этот удивительный средневековый город.

Город 3-х епархий – православной, католической, армянской и многих других конфессий и вер.

В Старом Городе до нашего времени сохранились четыре средневековых храма – три православных и один армянский, сохранились остатки цитадели с двумя башнями – Криско (Христа) и башней Климента VI (папы Римского), сохранилась Доковая башня возле моря, а также часть внешней оборонительной стены и часть сухого рва.

Возле Иверского храма находится старое православное кладбище, где покоятся останки адъютанта генералиссимуса Суворова – Христофора Афанасьевича Анастасьева, в последствии бывшего головой нашего города и героя Синопского сражения и защиты Севастополя – Контр-адмирала Кондратия Кондратьевича Штофрегена, к сожалению, их семейные склепы, были снесены большевиками. Осталась и память о князе Долгорукове-Крымском – русском полководце времен Екатерины II, взявшем приступом турецкий город Кефе, что положило конец невольничьему рынку, находившемуся здесь почти 500 лет, при штурме был уничтожен весь турецкий гарнизон, и городу было возвращено название Феодосия.

В Феодосию, в конце гражданской войны, со всей истерзанной этой войной России собрался цвет империи – священники, белые офицеры, дворяне, казаки, интеллигенция. Все эти люди надеялись использовать наш порт и уйти отсюда на кораблях в Константинополь (Стамбул), но судьба распорядилась иначе. Многие из них были расстреляны богоборцами и нашли здесь свой вечный покой, как нашли вечный покой 400 курских рабочих, которые вместе с женами и детьми были также расстреляны, как были расстреляны большевиками многие ни в чем не повинные жители нашего города. Здесь же был расстрелян сын русского писателя Шмелева.

Возле Иверского храма всем этим людям поставлен памятник.


Памятный крест жертвам большевистского террора

Можно бесчисленно долго продолжать наше повествование о более чем 25-вековой истории нашего города, но лучше посетить Старый Город и увидеть все собственными глазами.

В наше время поездки в другие города и страны, с целью духовного обогащения и познания истории и культуры, можно выразить в двух словах – паломничество и туризм, и это для любого города которому есть что показать становиться основной задачей и целью развития. Ведь большинство туристов едут смотреть не новоделы, а памятники древности и средневековья.

 

В Старом Городе Вы можете остановится в уютной гостинице

 (30 м. от моря)

Заказ по тел.:
+7 978 837-24-82

Гостиница