Иверский храм
Иверская икона.
(Праздники:12/25 февраля, 13/26 октября
и во вторник Светлой Седмицы).
Когда был построен феодосийский храм во имя Иверской иконы Божией Матери, точно не известно. Одни датируют постройку VIII-X веком (в частности алтарную часть), другие говорят, что весь храм был построен в XIV веке. Скорее всего, храм был греческим, затем армянским, а потом (и это уже достоверно известно) в 1858 году был восстановлен и отреставрирован православной общиной под руководством русского священника Николая Трегубова, и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. В храме служили до середины 1920-х годов (последним священником, служившим до закрытия храма, был Виноградов). Безбожная власть закрыла храм, в нем был устроен склад. В 1995 году, на основании указа президента Кучмы, храм был возвращен православным, в нем проведен ремонт, возобновлены богослужения.
В алтарной части храма сохранились уникальные каменные барельефы: на горнем месте — Спаситель, по обе стороны от Него — по 6 апостолов, всего 12 («Тайная вечеря» в камне). На абсидной части две фигуры, слева — Иоанн Креститель с агнцем в руке, справа — святитель Николай Чудотворец с Евангелием в руке. Предание гласит, что в нашем храме, после своего возвращения из похода «за три моря», в 1472 году путешественник Афанасий Никитин отслужил благодарственный молебен в честь своего возвращения. Именно в Кафе он и написал свои знаменитые записки «Хождение за три моря». В Иверском храме в 1906 году венчался знаменитый русский художник Богаевский с Жозефиной Густавовной Дуранте. Рядом с церковью находится старинное православное кладбище, где вместе со своими родственниками похоронен бывший градоначальник Феодосии, адъютант генералиссимуса Суворова, Христофор Афанасьевич Анастасьев; здесь же покоится вице-адмирал Штофреген, участник Синопского сражения и защиты Севастополя, и многие другие. К сожалению, их склепы, как и другие находившиеся на кладбище, были полностью разрушены большевиками.
Иверская икона Божией Матери.
Первое известие об этой иконе относится к IX в., ко временам иконоборчества в Византии. Согласно преданию, к вдове, у которой находился этот образ, пришли стражники, чтобы забрать икону. Один воин ударил ее копьем, и на лике Богородицы показалась кровь. Вдова, помолившись, отнесла икону к морю и опустила в воду. Образ двинулся по волнам стоя. Через какое-то время монахи Иверского монастыря на Афоне увидели над морем огненный столп: он поднимался к небу от образа Богоматери, стоявшего на воде. Монахи подплыли к иконе на лодке и попытались ее взять, но она только дальше и дальше удалялась от них. После молитв монахов Богородица в следующую ночь явилась во сне старцу Гавриилу и повелела ему забрать икону: «Войди в море и с верой иди по волнам». Наутро, сопровождаемый молитвой монахов и сам усердно молящийся, старец пешком дошел по воде до иконы, и ему удалось ее взять.
Икону поставили в часовенке на берегу, но на следующий день она оказалась над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в часовню, но она всякий раз возвращалась к воротам, за что и получила греческое название Портаитисса (Вратарница, Привратница). После того как Гавриилу во сне явилась Богородица и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы они Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей», — монахи построили над монастырскими воротами церковь, куда и поместили икону.
Иверская икона охраняла монастырь от врагов, исцеляла больных, чудесным образом восполняла монастырские запасы пшеницы, вина и елея (масла). Чудесами прославлен не только образ, но и списки с него, которые делались неоднократно и находятся теперь во многих странах мира. В России три первых списка с этой иконы появились во второй половине XVII в. Особую известность получил список, поставленный в московской часовне у Воскресенских ворот, выходивших на Тверскую улицу. Он был привезен в Москву в 1648 г. монашеской «делегацией» из Иверского монастыря на Афоне специально для патриарха Никона. Москвичи называли эту икону «Матушкой-Заступницей», перед ней молились, возили по домам и очень часто получали исцеление. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской иконе, как и все, кто приезжал в город. После революции 1917 г. Иверская часовня, в которой находилась икона, была снесена. Судьба иконы с тех пор неизвестна; по одним данным, икону передали в храм Воскресения в Сокольниках, по другим — в собрание Третьяковской галереи. В 1995 г. Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены; сегодня здесь находится новый список иконы, сделанный специально по просьбе патриарха Московского Алексия II с Иверской иконы на Афоне.
Иверская икона — одна из самых значимых икон в православии. Афон известен всему православному миру как земной удел Богородицы. Монахи обители называют Богородицу Игуменьей горы Афон. В давние времена на Афоне насчитывалось 300 православных монастырей, сейчас их осталось лишь 25, один из них — монастырь Иверон (Иверский), основанный в десятом веке.
Старцы утверждают, что в тот год, когда в православную Пасху не сойдет благодатный огонь на гроб Господень в Иерусалиме и Иверская икона уйдет с Афона (так же, как и пришла туда — в огненном смерче), на земле начнется Апокалипсис.
Москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.
Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице,
приими недостойную молитву нашу,
и сохрани нас от наветов злых человек
и от напрасныя смерти,
и даруй нам прежде конца покаяние,
на моление наше умилосердися,
и радость вместо печали даруй.
Избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти,
скорби и печали, и от всякого зла.
И сподоби нас, грешных рабов Твоих,
одесную стати во втором пришествии
Сына Твоего, Христа Бога нашего,
и наследники нас быти сподоби
Царствия Небеснаго и жизни вечныя,
со всеми святыми в бесконечныя веки веков.
Аминь.